Jul
15
|
Докладываю по порядку: на работу устроился и с понедельника выхожу в офис, с проектами для немцев все завершил, передал и выставил счета. Вот и получаюсь я этаким Пятачком, который, как известно, “до пятницы понедельника совершенно свободен”, а это значит можно и нужно затронуть тему, которую однажды задели по касательной в блоге и неожиданно много народа для меня выказали неподдельный к ней интерес.
Начнем с громких заявлений – в классическом понимании f2p в рамках mmorpg практически не осталось. С того момента, как f2p пришёл к нам из Азии, эта модель монетизации игр предусматривала абсолютный и полный доступ для игроков ко всем игровым ресурсам, с извлечением прибыли за счет микротранзакций. Даже мой любимый World of Tanks под такое определение не подходит (хотя казалось бы!) – в WoT, например, создать клан и участвовать в “Мировой Войне” можно только заплатив 2500 золота (премиум валюта – примеро 250 рублей).
Сейчас грани сгладились и под f2p принято понимать несколько более широкий круг вариантов монетизации, главное, чтобы изначально для входа в игре и доступа хоть к какому-то функционалу не требовалась обязательная оплата повременной подписки. А уж конкретные зоны доступности разных игровых аспектов остаются на усмотрение разработчика – в одной игре без оплаты можно, например, ходить только в ограниченное количество подземелий, в другой – есть ограничение по прокачке или доступу к социальным аспектам и т. д. При таком подходе особенности f2p отчетливо становятся видны только при противопоставлении играм с оплатой за подписку, без которой и “одним глазком” посмотреть на мир не удастся.
Сейчас игровая индустрия в плане игр и mmorpg в частности достаточно далеко, конечно же ушли те времена, когда игры с большим коммерческим успехом делаются парой программистов-энтузиастов буквально на коленке или просто небольшой студией. Мы уже привыкли к качественной графике, высокой детализации миров и тщательной проработке множества атмосферных элементов. Любой стоящий проект требует больших финансовых вложений и скоординированной работы большого количества людей: от дизайнеров и сценаристов до маркетологов и службы поддержки. Вполне логично ожидать, что один из самых острых вопросов для авторов – позиционирование проекта и извлечение прибыли.
Америку не открою, если скажу, что любой разработчик просто мечтает монетизировать игру через подписку, то есть пойти по пути WoW. Немаловажным моментом тут является и сама покупка игры – то есть игрок сначала по сути платит дважды (за саму игру и за игровое время), а потом уже попадает в онлайн миры. Продажа игры позволяет единоразово отбить часть денег (или даже получить нехилый профит) затраченных на разработку, а подписка позволяет поддерживать и развивать игру, регулярно при этом намазывая и свой бутерброд красной или черной икрой.
Free 2 play появляется на горизонте по мере того как усиливается конкуренция среди mmorpg проектов – разработчики (вернее их маркетинговые отделы) совсем не дураки – тут, как у Карцева, либо маленькие раки по 3 рубля либо большие, но по пять. Не будем вдаваться в подробности, проще говоря целиться на большее количество игроков и получать мелкие оплаты при модели f2p или пытаться позиционировать продукт как нечто самодостаточное, за сам факт игры в который уже нужно платить.
Отбросим презрение и цинизм – масса игр выходящих на f2p основе вовсе не так уж и плоха и относительно большое количество игроков, которые осмысленно выбирают этот путь существенное тому доказательство. Конечно, можно сказать, что вот WoW… – сами подставьте массу положительных эпитетов и высоких оценок. Давайте обратимся к примеру из реального мира – все знают, что, например, Mercedes средней руки лучше, допустим, Toyota. И что? Почему все не ездят на Мерсах? Ведь преимущество же очевидно? Если кратко, то тут уж дело одновременно и вкуса, и толщины кошелька.
На мой взгляд, дело может вызывать нарекания, когда (по моей субъективной оценке) одно пытаются выдать за другое – именно так получилось с Рифтом, когда по сути дела, корейскую гриндилку причесали под WoW, добавили красивые обещания и упаковали в отличную упаковку и продали народу под видом революционного продукта ( в очередной раз отмечу весьма грамотную рекламную стратегию). А теперь продукт дышит уже с перебоями и медленно ползет в сторону f2p.
Вообще, у обывателя, особенно судящего на примере WoW, f2p сразу ассоциируется с полным шлаком, если игра новая и полным пи… крахом, если на f2p переводят уже известный продукт. И на это есть свои резоны. Я вижу это дело так: если игра изначально выходит на f2p основе – это неплохо и честно по отношению ко всем категориям игроков. Масса проектов отлично чувствует себя прекрасно на этой бизнес-модели – хотя бы тот же World of Tanks. Мне вот очень нравилось, что первые пару недель в игре даже мысли что-то заплатить у меня не было. Позже, когда я понял, что меня игра захватила и я подошел к 7 классу танков – начал периодически оплачивать премиум на 1 или 3 дня, когда выдавался вечер или пара вечеров для активной игры. Все честно – ты платишь невеликие деньги и четко понимаешь за что и для чего.
Возможно опять же дело вкуса, но меня серьезно смущает, когда существующую игру переводят на f2p рельсы. Вполне понятен визг игроков, мол, платили мы платили и на тебе! Толпы залётных нубов, не знающих основ, падающие от наплыва желающих сервера и балбесы в топ обвесе за бабло – мало кого обрадуют из ветеранов игры. Даже в Team Fortress 2 народ огорченно вздыхает – не торт! Понабежали какие-то непонятные ребята и не желают вникать в игру, лишь бы пиу-пиу поделать.
В подавляющем большинстве случаев, такой переход на free2play не значит, как говорят разработчики “желание дать большему кругу игроков познакомиться с игрой” или “мы должны повысить конкурентоспособность игры в связи с new challenges (бесит меня перевод – “новые вызовы”) этого рынка”. Черта с два! На деле, почти всегда это значит – корова перестала доиться и мы решили забить ее на мясо, пока она не сдохла своей смертью.
Самый худший вариант f2p – это построение игры на основе МАКРОтранзакций. То бишь, играйте, конечно бесплатно, да только заплатите за создание персонажа, за начало игры, за воздух, который ваш персонаж потребляет и еще приплатите за то и се. Как уж тут не упомянуть легендарную монетизацию Аллодов Онлайн? В приличном обществе, конечно, ссылки на Лурк – дурновкусие, но более вдумчивого повествования по этой теме не найти. Вот тут почитайте, почему в среднем ARPU (Average Revenue Per User – средний доход с одного пользователя) в Аллодах составляет 100 баксов.
Подбиваем итоги: f2p игры мне видятся средним продуктом, который далеко не всегда плохой. Возможен как принципиальный подход на массовость, так и просто наличие нескольких классных идей (за которые в игре как правило и просят денег), однако до сложного многогранного продукта игра не дотягивает. Мало ли, сроки жмут, светлых голов не хватает или финансирование ограниченно.
Переход на f2p – почти всегда – начало конца и запустения. Пульс не прощупывается и черные трансплантологи приступают к извлечению ценных органов.
Хорошая f2p действительно должна быть f2p – игрок должен четко понимать за что он платит и какие преимущества конкретно ему это дает. Если это оплата каких-то бафов, без которых просто невозможно играть – это лажа и развод, дальше все будет еще хуже и снимать бабло за самый необходимый минимум будут пытаться регулярно.
Думаю с учетом растущей конкуренции, все больше новых проектов будут стараться обратить на себя внимание за счет f2p модели. Нам остается лишь выбирать сердцем, а уж потом доставать кошелек.
July 15th, 2011 at 17:10
Ха-ха! Про Тим Фортрес 2 согласен – сам иногда для фана захожу на пол часика сделать пиу-пиу
July 15th, 2011 at 17:21
Многократно плюсую.
Из грамотных монетизаций не могу не привести в пример LoL.
Наличие у тебя толстого кошелька и энного кол-ва игрвой валюты даст тебе лишь одно – «скорость достижения» желаемой мечты. Захотел героя нового – заплатил, играешь. Захотел перековаться на другой спек – дал денег, купил руны – играешь.
НО! При всем это я, бесплатный игрок, могу сделать тоже самое, что и платный. Да, это займет неделю. Да это мне надо ежедневно тратить часа два-три на игру в день, и причем выигрывать. Да, времени я убью массу. Но я тоже достигну того же что и платник. Ровно того же.
Так что все честно. Тратишь свой ресурс, твой выбор какой – бабло или время.
Единственное что в ЛОЛ только платно – дополнительные скины персонажа. Но это суть есть украшательство и на игру не оказывает влияния.
Итог – все довольны, все смеются.
July 15th, 2011 at 18:49
Мне очень нравится, как фтп реализовано в LOTRO, хорошая такая иллюзия, что все что есть у випов, может быть и у фришников, просто времени надо вложить в разы больше. При этом, те, кому фтп не нравится, спокойно платят ту же абонентку и имеют все необходимое.
July 15th, 2011 at 20:06
Verminar
Я играл в игры такого типа. Это лохотрон. Тех кто за деньги хочет понагибать я еще могу понять, а те кто позволяют нагибать себя тем кто заплатил больше – мазохисты.
July 15th, 2011 at 22:38
Торныч, ты понятия не имеешь о чем говоришь в случае LoL. Оплата в этой игре, как по-большому счету и в World of Tanks – все равно, что сказать, что если тебе выдали наколенники, то ты лучше стал на горном велосипеде кататься. При этом, даже использование премиум услуг в НОРМАЛЬНОЙ free2play игре равно или меньше пресловутых 359- рублей.
July 17th, 2011 at 17:43
Спасибо за статью.
Я не большой знаток ММО игр, но все f2p игры, мной встреченные, строились именно на выжимании денег из игроков (и суммы значительно большие чем 359 р/мес).
Тому как монетизирован WoT я был удивлен и поначалу не верил, что так бывает. Хороший пример честного f2p.
July 17th, 2011 at 18:28
Познавательно, только вот жаль что примеров мало (вот и лол) или еще есть какие игры?
July 18th, 2011 at 04:56
Имею возможность сравнить монетаризацию в WoT и LoL, на правах ИМХО
В данный момент LoL продает исключительно за реал скины чемпионов, бусты на опыт/валюту, подарочные комплекты персонажей для новичков, некоторые услуги типа переименования персонажа. Все остальное доступно параллельно и за реал, и за игровую валюту. До левелкапа, т.е. в песочнице, можно успешно играть чемпионами из ротации, и не покупать руны. Ну а по его достижению накопленной валюты должно хватить на комплект рун и чемпиона.
Я бы сказал, что это очень лояльная монетаризация. Из минусов – очереди, периодические технические проблемы, которые, как мне кажется, являются следствием низкого ARPU при существенной популярности игры.
В WoT монетаризация закручена жестче. В бесплатном режиме не доступны игры с друзьями, только скирмиш с рандомами. При этом, помимо возможности играть с друзьями, премиум несколько ускоряет прокачку… и это все. Большинство дополнительных модулей, улучшенные бронебойные боеприпасы, часть техники, прокачка экипажа, дополнительные слоты под технику – доступны только за реал, приобретаются отдельно и влияет на результативность игрока.
July 18th, 2011 at 10:21
f2p это рак ММО. Кто донатит, роет могилу ММО
July 18th, 2011 at 17:59
Вот уж нет. Чем дальше пойдет конкуренция, тем больше будет f2p игр и каждому разработчику придумать стоящую фишку, прежде чем залезть в кошелек игрока, убедить за что и почему нужно платить. Просто не нужно выбирать всякую чушь, где за каждый чих собирают денежку.
Что касается могилы… Ну еще лет 5-7 назад казалось невозможным понетизация через подписку. Какой дурак заплатит сначала за бокс с игрой, а потом еще будет каждый месяц отстегивать за подписку? Времена меняются. В отличие от войны… )))