May 18

duneii-worm

Пора завершить один из долгостроев блога – рассказ о моей самой любимой игре.  Начало, продолжение.

_______________

Оставив прежние самодельные игры, я несколько приуныл поначалу. Надо сказать, в то время (в начале 90х) отдельные компьютерные игры уже вовсе бороздили просторы нашей родины и беспокоили умы моего поколения и людей постарше.

Мое знакомство с миром компьютерных игр началось с ZX Spectrum на магнитофонных кассетах с программами и играми, первым полноценным PC для меня стал 286, много позже не миновала меня и пора Dendy. Однако, положа руку на сердце, скажу, что хотя я и посмотрел и попробовал многое, но толком ни одна из многочисленных первых игр не оставила глубокого следа в душе. Нет, конечно, когда речь заходит, например, о Mario, Contra, Prince of Persia – я не прочь понастальгировать, но, по правде говоря, еще тогда многие из этих игр казались мне довольно пресными. Конечно, игровая индустрия того времени была сконцентрирована на примитивных платформерах и аркадах из разряда «смотри на человечка – жми кнопку», собственно, народ принимал на ура, а больше для коммерческого успеха ничего и не требуется. Вот и угнетала даже мои детские мозги беспросветная линейность и отсутствие каких-либо шансов хоть что-то сделать в игре по-своему.

Может быть в значительной степени поэтому, не найдя большого удовольствия в компьютерных играх я начал много читать и остановиться не могу до сих пор. При достаточно равномерном интересе почти ко всем жанрам, я как-то почти сразу невзлюбил фантастику космического толка, как научную так и не очень. До сих мор непроизвольно морщусь при словосочетаниях «блестящий скафандр», «ревущий звездолет», «далекий космос» итд, Но тогда мне попала в руки книга Фрэнка Херберта «Дюна» и я крупно влип. Я прочитал книгу за два дня. Вернее за день, ночь и следующий день. Сутки с небольшим почти непрерывного чтения. Спустя месяц я успел прочесть раз пять слева направо и справо налево и знал почти наизусть большую ее часть.

dune2

Думаю, что будет мало смысла в пересказе даже основной сюжетной линии – те кто знает мир Дюны по книгам, играм или фильмам, прекрасно представляет о чем идет речь, а незнакомому со миром Арракиса человеку мои сбивчивые пояснения вряд ли позволят проникнуться его духом.

Отмечу лишь, что на самом деле, для относительно небольшого произведения «Дюна» Фрэнка Херберта достаточно глубоко и емко создает очень объемное представление о целой непохожей ни на что другое вселенной, где человеческую цивилизацию из сотен и тысяч планет, состоящую из нескольких крупных и десятков кланов – Домов, судьба сталкивает в конфликте интересов на одной небольшой планете. Планете бескрайних пустынь, где по-настоящему правят лишь огромные песчаные черви. Но только здесь можно добыть самое ценное вещество в мире, которое стало самим синонимом понятий «деньги», «власть», «предвидение будущего»…

Вот так вот незамысловато и со вкусом. Тем, кто не читал «Дюну» – настоятельно советую ознакомиться, поверьте – оно того стоит. Книжные магазины работают и по ночам, кроме того, Интернет и гугл творят чудеса – было бы желание… После успешной «Дюны», Херберт спустя время пытался написать продолжение, но по-моему мнению получилась хрень – ни яркого языка, ни неожиданных поворотов сюжета, ни интересных стилистических решений в поздних книгах серии Дюны нет. Вполне можно ограничиться и ей одной – она самодостаточна сама по себе.

Прошла пара месяцев и как-то во время зимних каникул отец взял меня на свою работу, на завод. Ну чего там делать школьнику на крупном предприятии? Потыркал одним пальцем на печатной машинке, пошарился у отца в кабинете, поплевал в окошко. Заметное оживление внесло посещение информационно-компьютерного центра предприятия: раньше никогда еще не доводилось мне видеть столько компьютеров последних моделей в одном помещении, было время обеденного перерыва и программисты кучковались около одного из компов, что-то обсуждали, о чем-то спорили, тыкали в экран и отчаянно жестикулировали. Когда я подошел ближе и глянул на монитор, то чуть не сошел с ума от восторга: на экране по песчаному полю медленно полз красный харвестер Харконеннов…

В наши дни выходом игр или фильмом по популярной книге никого не удивить: любая хоть чуть-чуть удачная идея будет реализована в миллионе различных проявлений – по комиксу снимут фильм, сделают компьютерную игру, напишут книгу, наделают кучу значков и фигурок героев. Еще пару десятилетий назад, все было совсем иначе и такое сопровождение не было чем-то обыденным и распространенным. Даже самый успешный бестселлер от экранизации зачастую отделяли годы – чего уж говорить о компьютерных играх, которые тогда еще не воспринимались как серьезные коммерческие проекты.

Стоит ли говорить, что в тот день я ушел домой, прижимая к груди пару драгоценных дискет, на которых в том числе был и мой алмаз – Dune 2.

Dune 2 вне всякого сомнения была бомбой – именно с нее начался сам жанр real-time стратегий, именно в ней впервые были реализованы основные принципы стратегий как таковых: построение базы, развитие технологий, сбор ресурсов, а также участие в игре различных фракций со своими уникальными особенностями. Вместе с тем в игре хватало, конечно, и ляпов-багов-дисбаланса, но все это были уже частности.

Для меня же Dune 2 была эпохальным событием, в первую очередь потому, что легла на благодарную почву после недавно пережитой и переваренной книги. В общем, каникулы начали протекать довольно напряженно: компьютера у меня дома на тот момент еще не было и мы стали рубиться у моего одноклассника и друга, жившего в соседнем подъезде моего дома. У него на столе гордо возвышался Pentium 100 с монитором на 15 дюймов.

dune-2

Каждое утро, умывшись и позавтракав, я шел к нему домой и возвращался уже затемно. Весь день мы отчаянно били врагов, собирали спайс и строили базы. Под вечер упирались в очередную непроходимую на первый взгляд миссию усталый расставались до следующего дня. Царило легкое чувство нереальности происходящего – играть в стратегии делом было новым, кроме того, если говорить откровенно, сама игра взяла из книги лишь основную символику и узловые линии, особая атмосфера Дюны осталась за скобками. Пришлось мне скрашивать долгие часы игры увлекательными деталями из книги и скоро уже для нас обоих юниты были не просто фиолетывыми пикселями, а сардаукарами Императора, идущими в бой. А мой друг при виде песчаного червя бодро кричал мне в ухо: «Вижу Шай-Хулуда!»

Спал по ночам я плохо, вернее совсем не спал. Я обдумывал тактики на прохождение очередной миссии, как добыть побольше спайса за единицу времени и каким коварным ударом танковой бригады покончить с врагом навсегда. По мере того как мы продвигались к финалу игры, приближался и конец наших школьных каникул. В конце концов, когда оставалась последняя миссия и мы были уже на пороге победы, наступило последнее день отдыха и вот я, как сейчас помню беру пакет чипсов Lays и шпарю к товарищу, захожу к нему, а он так спокойно мне – «Ты знаешь, а я сегодня встал пораньше и прошел Дюну…Ты только не обижайся.»

dunetank

Не угадал. Я обиделся очень серьезно. Наговорил гадостей, а чипсы со злости выбросил в мусоропровод. Еще некоторое время мы не разговаривали, но потом, как бывает при настоящей дружбе все пошло своим чередом. Сейчас «Шай-Хулуд», «а что за кнопка Devastate?», «дави их харвестером», «лети летуном» и многие другие мемы вспоминаются почти каждый раз стоит нам сесть, выпить с Антоном пива и заговорить о делах былых.

Наверное, одна потная мышка на четыре руки, запылившийся аналоговый монитор и пустынные пески Арракиса были одной из самых важных страниц моей жизни, тех о которых хочется вспоминать снова и снова. И даже сейчас, рассказывая о всех этих событиях, просто нажимая на клавиатуре кнопки я не могу сдержать счастливую улыбку.

_____

Так же вот воспоминания о Дюне от MAS, которые он присылал на последний конкурс.

written by Пихта

One Ping to “Лучшая игра на свете: спайс, черви и дружба (3/3)”

  1. Рецензия Might and Magic Heroes 6 | WoWpriest.ru Says:

    [...] заехал ко мне старинный друг, с которым еще в Dune 2 рубились, а если брать серию Героев – то сперва под колу, а [...]


6 Responses to “Лучшая игра на свете: спайс, черви и дружба (3/3)”

  1. 1. abseht Says:

    Хе-хе! Прикольная история! Хорошо пишешь. Сам увлекался комп. играми с детства… Супер Марио, Принц Персии, потом стратегии на ПК – но мне в диковину читать о твоей полной увлеченности процессом. Неужели так затягивало? … и затягивает? Да – тянуло играть, Да – школу прогуливал, Да – говорили с ребятами об этом много. Но так как тебя не затягивало :)
    Кстати, кроме игр, чем ты ещё увлекался… просто для сравнения.

  2. 2. art skl Says:

    Помню еще на пяти дюймовых дискетах у меня на 286 компе играл в первую дюну) не менее увлекательная игра.

  3. 3. Set Says:

    Дюна никак не самодостаточна. И последующие книги не намного хуже, тем более, что они позволяют полнее увидеть происходящее. Чего только стоят трусость Пола, триумфальное возвращение барона и трагическая любовь Бога-Императора. Так что если уж читать, то всё шестикнижие.

  4. 4. HolyPriest Says:

    abseht: Все мы родом из СССР )) Увлечений с детства была масса – занимался пару лет большим теннисом, лет пять – бальными танцами, мастерил на даче мопед и, разумеется, запойно читал всю лорогу. Много всякого было, всего и не упомнишь.
    art skl: ага было такое, но уж очень была своебразной первая дюна.
    Set: Дело вкуса, конечно, но на мой взгляд последующие книги серии и по сюжету, и по харизме, и даже по стилю слабее первой части. И дело тут не в эффекте новизны. И во многом лучше оставить пусть и историю недосказанной без явных концов, но с произведенным впечатлением на читателя “Вау!”, чем тянуть нудятину и прийти “Ну чего у нас там? Ну кто убийца скажите уже!” – я сам последующие части читал когда, довольно часто пролистывал по паре страниц )

  5. 5. pzkpfw Says:

    На мой взгляд, лучшая книга серии – именно “Бог-император”. Герберт наконец-то спохватился, что у него, в мире наряду с принципиально новыми общественными парадигмами основной формой власти является феодализм, и раскрыл тему изменения общества.

    Первая книга, по большому счету, про нефть. Что не отменяет ни одного слова из сказанных тобой про игру. Просто, с моей точки зрения, есть большой смысл прочитать “Дюну” целиком :)

  6. 6. Yuritlt Says:

    Спасибо за текст, волна ностальгии просто накрыла, любимая игра была, еще с 286)

Leave a Reply